Соответствие, певцом которого является огромная галерея творцов и
отцов, продолжает оставаться наиболее актуальным вопросом творчества. Ведь творчество
сути своей не меняет, как и сам человек. Платон, а вслед ему другие, скажем,
Бернард Шоу не особо почитали человека, напротив, самим сочувствием прошиты томики
болящих за род людской. Но кто помнит об этом?
Это нормально, поскольку не актуально. Платон и Шоу размыты в культуре, это
наилучшая утешительная мысль, пришедшая мне на ум.
Нормально и другое.
Если мы говорим о проблемах современного дизайна, то на что следовало бы обратить
особое внимание. Начнем с простого. С человеческого. Я вхожу в вагон метро с
четырьмя детьми, и никто не уступает места. Это нормально. Дизайнер – это тот,
кто не только знает об этом, но и понимает, почему это происходит. Тут не место
для эмоций и порицаний. Художник не судья.
Если в голове художника не образуется связка «что я делаю?» с другим важным понятием
«для кого я делаю», то жизнь этого художника превращается в дурную мифологию.
Под словом «дурная» я понимаю ситуацию, когда само происшествие формирует,
подминает под себя творца, когда внутренняя степень свободы ограничена и не способна
к отвлеченному созерцанию, точнее говоря к одновременному, стереоканальному отношению
к бытию.
И когда некто достигает такого вот состояния, скажем, типа меня, то проскальзывает
подлый вопросец : «А почему я молчу? Почему я НЕ: не поэт, не режиссер, не слесарь,
не сантехник, не мясник… наконец, не дизайнер?»
Так и течет жизнь. Никто не хочет быть ответственным. И знаете почему. Потому
что за ответственность денег не дают. Может настигнуть слава. Лет через сто-двести…