Новый Год подкрался незаметно и также незаметно начал властвовать.
Видно, его плохо рекламировали. Не донесли до сознания масс его величественную поступь. Деды Морозы последних времен, таинственные посредники между сказкой и людской материальной всеядностью, мало чем отличаются от своих предшественников, о Снегурках просто умолчу. Они стали рязвязнее и эротичнее. Но при этом рекламные ролики и плакаты в этом году выдались серыми, однобокими. Не было свежака, как говорят некоторые профи. Возможно, это связано с традиционализмом российского менталитета, которому присущи и спокойная умеренность и размеренный консерватизм.
В связи с этими новогодними наблюдениями я пришел к мысли о том, что реклама в России, прежде всего, является социальным барометром. Рекламу любят или хотя бы относятся к ней лояльно, без раздражения, преуспевающие классовые элементы. Примерно так же к рекламе относятся люмпены (т.е. деклассированные элементы), которым глубоко на все начхать. Но при этой схожести, упомянутые слои сильно разнятся и это легко ощутить хотя бы органами обоняния.
И лишь только раздражает реклама обывателей со стажем, любителей вечерних
просмотров телесериалов, ток-шоу и прочей лабудени. Я, признаться, очень
рад этому. Тут уж срабатывает почти сакральный закон нового времени - хотите
смотреть TV - кушайте рекламу: не зря же старались режиссеры, актеры, сценаристы,
операторы, статисты, осветители, монтажеры…
Такие грустные мысли бродили в голове в новогоднюю ночь, ковыряясь вилкой
в кальмарах, запивая белым рейнским, нажимая на кнопки ремот-контроллера.
Эти обстоятельства увели меня от реалий бытия и я не успел поздравить знакомых
с явлением 2003 года.
Дальше было хуже - задумался над относительностью, так сказать, релятивизмом
времени. Вспомнился школьный курс физики, черно-белые учебные фильмы в духе
Эйзенштейна про "теоретические опыты" и домыслы Эйнштейна. Запомнился эпизод
про двух братьев близнецов. Одного отправляют покорять космические глубины
со скоростью света, а другого оставляют на планете Земля (какая жестокость!)
садовником. У космонавта-исследователя время течет медленно, у садовода -
быстро. В космосе проходит минута, на Земле садовник становится седобородым
старичком… Короче, встретиться братьям больше не довелось.
Теорию великого теоретика нам прививали через этику и естественные психические
реакции. Да, подсознательно было жалко обоих братьев, но волновало и другое
- движение во времени и пространстве… Именно так можно было проиллюстрировать,
вбить в голову школьника общую теорию относительности.
Так вот. Хочется понять, спустя много лет (а они почему-то тянутся очень
и очень медленно) - кто я? Садовник или космонавт?
Когда людей отправляли на работы в районы Дальнего Севера - то в трудовой
стаж один год засчитывался за два. И приезжали они больными и постаревшими.
Вероятно, на Севере время течет по иным кривым.
Но в нашем теперешнем измерении все происходит ровно наоборот.
Теория Эйнштейна работает по-другому безо всякого монохромного кино. Одни
за год зарабатывают сотни долларов, другие сотни тысяч, третьи ничего не
зарабатывают. Чем не сюжет для школьного учебного фильма?
Стоит не появится в центре Москвы хотя бы месяц, ты вдруг начинаешь понимать,
что был в космосе, несся среди космических айсбергов со скоростью света.
Я с удивлением обнаружил пустоты на Тверской - гостиница Интурист растворилась,
обрушилась в прах… А рядом с Павелецким вокзалом появилась очередная архитектурная
вампука в духе сталинского ампира. Москва пересела в новые авто. Молодежь
преобразилась из панков и нью-вейевцев, в трип-хоперов, пышно цветут казино
и новые клубы, все жужжит и пахнет… И вдруг становится ясно, что изменения
в жизни проистекают от того, что наше время дико мчится. Это в Англии, в
Париже, Нью-Йорке ничего не происходит. Они вне времени. Это они космонавты.
Но в то же время это от них к нам приходит все новое - автомобили, стили,
тренды, реклама, кино и все остальное. Видимо, в космосе думается быстрее.
Всех с наступающим 2004 …
Примечание: Эта Снегурочка рекламирует то, чего не хватает. Отгадайте, что имели ввиду авторы рекламного плаката, и получите приз.