Вчера в метро я разглядывал рекламный плакат чая. Название товара и кто его собирается толкать на рынке, я не запомнил. Специально раскрывать блокнот и фиксировать в него пустоту - не в моих привычках. Важно одно - раз после двадцати минут разглядывания не запомнилось ничего, что должно быть запомнено, значит, работа автора сего проекта пошла прахом.
Тогда я и вернулся к давней, общеизвестному месту, что реклама чая в метро, впрочем, чего угодно и где угодно, должна быть качественной и запоминающейся. Иначе нет смысла в ней, в рекламе. Хоть бы что-нибудь веселое или остроумное соорудили…
Но и этого не делают наши коллеги из таинственных, неведомых нам лабораторий.
Получается так. Некий торговец чаем вкладывает деньги в производство наглядной агитации. А ему делают плохо. Как тогда происходит акт согасия? Либо торговцу это нравится и он отстегивает с удовольствием, либо ему долго втюхивают, что это, мол, дядя, хорошо. Что делать? Снова ждать, пока важный дизайнер разработает концепцию и создаст очередной шедевр? А времени для ожидания нет, а потом - потребуют дополнительных вливаний - так размышляет наш заказчик-"чайник". "Да и ладно, фиг с ним, пусть вешают то, что есть…" - взмахнет рукой дядя и успокоится. Других дел полно.
Бывают другие заказчики. Они живут по принципу - скупой платит дважды. И прямиком в дорогую лабораторию. Но и тут не все гладко. Хотя и могут создать реально хороший продукт. Но это не обязательно.
И вот теперь мы добрались до корня проблемы. Почему хороший продукт получается, но не обязательно всегда?
Наши художники-дизайнеры это особая категория людей. Они могут все. И ничего. И в это "не обязательно" вместилась огромная проблема современного творческого мышления. Нет понимания и связи формы и содержания. Чутья нет. Точнее говоря, оно есть, оно более чем есть. Оно настолько пропитало русского художника, что от этого смердит. А называется это - марксистско-ленинская методология мышления, где форма и содержание суть единое, близнецы-братья и сестры.
В свое время, на заре отечественного клипмейкерского бума, когда все ломанулись снимать клипы, так и получалось. Если певец пел: твои глаза сияют как огни, то оператор наводил камеру на глаз, и он вспыхивал этими самыми огнями. Но западная видеомузыкальная индустрия чыграла свою роль. Влияние ее на нашу действительность очевидно.
А вот до наружки дело пока не дошло. Вот и разводят в таинственных лабораториях наших "чайников" как хотят. А вот с содержанием у них как-то не сложилось. Формы освоили. Машины, программы… С этим все не так плохо. Нет идей. Точнее говоря, есть, но мало. Это мы видим на каждом шагу.
Как наглядный пример этой несуразицы демонстрирую работы, получившие первые места на солидном конкурсе социальной рекламы в Питере.
Девочка Катя, бесспорно милый ребенок. Зачем же ей так зубки красить фотошопом? Не бывают такие зубки, даже если пять лет курить беломор. Но художнику видней. Тут форма вытягивает лишь одно содержательное решение. Раз курево и девочки - значит, зубы в желтое крась! Куда смотрела солидная комиссия? Они эту несуразицу приняли за мощный гуманитарный жест. Да, мол, это правильно. Посмотрит на все это другая девочка и не будет курить. Мне кажется, что это из области сопливых сказок.
Что касается умирания русского языка, то тут еще все проще. Плакат этот отражает дилетантскую точку зрения на эту проблему. Проблемы-то, собственно, и нет. Как может язык умереть? Тут уж надо всем языки поотрывать что ли? Это та же сопливая философия и жаль, что талантливый художник ввязался в эту спекулятивную филологическую кампанию. Не подумал. Видать, это не самое главное для художника. Так, что ли?
От этого и тошнит.