Правы англоманы с англофилами: Англия - страна красивая. Но не за одну лишь красоту мы способны любить. Если под любовью, под этой филией мы подразумеваем лишь внешние очертания, в нашем случае фасады и священные камни (Достоевский Ф.М.), то я бесконечный англофил. Но дальше моя любовь не идет. Не хочется перелазить через высокие ограждения, биться головой в дубовые двери. Там меня никто не ждет, скажем, как я никого не жду из Перу или из Марокко.
Погружения в чужую культуру вещь сложная, опасная и скользкая. Тут уж надо очень хотеть вписаться в нее, сделаться своеобразным идолопоклонником. То есть надо принять, проглотить, пожрать все без исключения, как писал Б.Пастернак дойти до самой сути. Это надо сделать на самых глубоких уровнях, где сплетается все рецепторы человека вера, любовь, ум и совесть... Это надо принять внутрь себя, чтобы иметь впоследствии серьезное основание разобраться на той же глубине. Собственно, человек культуры это тот, кто способен к внутреннему диалогу с культурой. Иное пустое подражательство, гримасничанье, попугайство.
Мы можем привести примеры, как некоторые американцы не способны вписаться в английский стиль, и наоборот, как англичанам тяжело в Америке. И причины, вероятно, кроятся не только в лингвистических барьерах. Но мы также знаем случаи, как выходцы из России вписываются в этот туманный уклад, как эта жизнь становится их реальностью и подлинностью.
Кажется, это все же связано с персональными особенностями человека.
Конфликт культур понятие весьма условное и социологическое, к реальности имеющее косвенное, побочное, пояснительное отношение. Если быть откровенным, то такой феномен, как ангажировка в чужую культуру, для меня ассоциируется с бездомной собачкой, которую либо принимают в стаю, либо нет. Собачка ничего не решает. Ее желание мизер. При этом собачка настолько сильно хочет, что этот мизер входит в синтез с желанием-нежеланием стаи. Происходит невероятное - чужака берут в свою компанию. Тут уж не взыщи. Тут уж нужны крепкие зубы.
Тут и появляется беззубое чудище, под названием диаспора. Суть диаспоры создание альтернативной, внекультурной стаи. Почему внекультурной? Потому что в диаспоре смешиваются приоритеты, ломается иерархия ценностей, что неприемлемо для культуры. Теперь уже для многих ценностная категория русскость (принадлежность к российской национальности и культуре) не является чем-то значимым. Потихоньку космополитизм входит в конфликт с врожденным ощущением себя русским. Как говорится, крышу начинает тихо сносить. Неизбежно возникает вопрос - кто я? Ответ на этот вопрос получить практически невозможно.
Другой аспект ангажемента необходимость. Если человеку достаточно для счастья 6400 (балагановсая цифра), то есть - чтоб было что пожрать и где поспать, то этому человеку Англия (и любая другая мачеха) даст ровно столько счастья, сколько надо. При этом этого человека, как правило, начинает распирать чувство непонятной и парадоксальной гордости.
Он себя начинает чтить белым человеком, таким же, как и все эти окружающие его чернокожие парни и пакистанцы с индусами. А те, кто остался там, в далекой России уже мнятся ему стадом и быдлом. Увы, но подсознанка, не испанка. От нее не уйти. Механизмы разложения старого, и формирования нового сознания изучены. Более того, они универсальны.
Так что мне понятны те, кому не близок филейный призрак свободы, который остается всего лишь призраком и признаком наивности той части нашего народа, который мнит себя англоманом и англофилом.
(Moscow-Лондон)